На голубом газу: в России стали закрываться метановые заправки | Статьи » NEWS 244



В России стали закрываться газовые заправки (АГНКС), рассказали «Известиям» три источника в отрасли. Информацию подтвердили в Национальной газомоторной ассоциации (НГА). По словам собеседников издания, такие случаи фиксируют во всех субъектах страны, пока это единичные инциденты. Но эксперты допускают, что число газовых заправок может сократиться на 40%. Причина — отсутствие спроса на автомобили на газе: из 50 млн машин в России на это топливо переведено всего 2–3%. Также специалисты учитывают фактор мошенничества: некоторые компании ставят АГНКС ради бюджетных выплат, а потом, получив до 100% субсидий на их строительство, оставляют пустующими. Эксперты предложили изменить подход к господдержке отрасли. Например, вместо выплат за строительство АГНКС ввести субсидии на продажу метана покупателям.

Двери закрыты

В России стали закрываться АГНКС, сообщили «Известиям» три источника в отрасли. По их словам, это происходит во всех субъектах РФ. Представители бизнеса отмечают: причина — то, что строительство таких заправок субсидируется государством, а спрос на метановое топливо всё еще невелик. Как писали «Известия», из 50 млн авто в стране переведены на газ всего 2–3%.

— Закрытие АГНКС происходит, хоть это и не массовое явление. К сожалению, сейчас субсидия стимулирует быстрый ввод дешевой заправки, но не длительную реализацию больших объемов топлива. В результате объект могут демонтировать после получения субсидии, — сказал «Известиям» исполнительный директор НГА Василий Зинин.

Он добавил, что окупаемость станции напрямую зависит от ее расположения и работы с якорными потребителями. Поэтому, до того как подавать документы на субсидию, властям субъекта РФ необходимо разрабатывать региональную программу со схемой размещения заправок и уже на этом этапе понимать, как будет обеспечена заполняемость АГНКС, считает Василий Зинин.

заправка

Фото: ТАСС/URA.RU/Игорь Меркулов

По данным сайта agnks.ru, в апреле 2021 года в России было 650 газовых заправок, а сейчас их число снизилось до 632. Более 60% объектов принадлежат «Газпрому», остальные 40% могут закрыться, если не найдут достаточного спроса среди потребителей, поделился мнением зампредседателя наблюдательного совета ассоциации «Надежный партнер» (объединение производителей и продавцов энергоресурсов) Дмитрий Гусев.

В «Газпром газомоторное топливо» сказали «Известиям», что не получали информации о закрытии АГНКС.

В 2022 году появились примеры АГНКС и многотопливных АЗС, которые заморозили свою работу по метану. Это в первую очередь связано с неоправдавшимися ожиданиями по переводу автотранспорта на газ в регионах. Причины неудач известны. На федеральном уровне это отсутствие планомерной работы по нормативной базе для перевода техники на метан и незакрытые заправками логистические маршруты, отсутствие единых подходов к формированию сети, — сказал «Известиям» президент Национального исследовательского центра развития рынка газомоторного топлива Артем Данилов.

В этой ситуации региональные перевозчики даже если и хотят, то не могут принять решение по переводу парков на метан, добавил он. Как рассказали «Известиям» два источника в отрасли, некоторые строители АГНКС специально максимально экономят при возведении таких объектов, чтобы заработать за счет субсидии. Выплата составляет 36 млн рублей, а АГНКС обычно обходится в 40–80 млн. Но некоторые инвесторы покупают подержанные баллоны, старые компрессоры и неработающие системы осушки, чтобы затраты не превысили субсидию. Возможен и подлог документов для одобрения выплаты, потом такие объекты пытаются перепродать, рассказал один из собеседников.

Впрочем, в Минэнерго «Известиям» сказали, что в рамках программы субсидирования применение устаревшего оборудования невозможно — в соответствии с правилами оно должно быть новым, это контролируют надзорные службы.

метан

Фото: ТАСС/Александр Демьянчук

По экспертным оценкам, «замороженных» станций в России вряд ли более двух десятков, но при их числе менее чем 700 единиц это очень плохой сигнал. На общем фоне роста потребления газомоторного топлива на 20–25%, четвертый год подряд таких явлений быть не должно, — считает Артем Данилов.

Последние случаи закрытия зафиксированы в Московской области и Поволжье, сказал источник в отрасли, не назвав их точное местоположение.

«Известия» направили запрос в Минэнерго.

Не случайность

Причина закрытия газовых заправок — в низком спросе на метан и невысокой рентабельности такого бизнеса, полагает аналитик Freedom Finance Global Владимир Чернов. По его мнению, стоит увеличивать количество транспорта, работающего на газе, тогда станет расти и спрос на этот вид топлива, а маржинальность бизнеса начнет увеличиваться. Чтобы избежать мошенничества, можно прописать в условиях выдачи субсидий какой-то временной период, когда заправка не может быть продана (что-то похожее на мораторий на банкротство), добавил аналитик.

газ

Фото: РИА Новости/Максим Богодвид

С учетом малого количества АГНКС в России и отсутствия комплексной программы развития топливозаправочного бизнеса говорить о влиянии на отрасль закрытия газовых заправок сложно, отметил Дмитрий Гусев. Однако, по его словам, потенциально могут пострадать покупатели — люди, приобретая автомобиль на таком топливе, рассчитывают и на наличие соответствующей инфраструктуры и заправок. Выход из ситуации — подходить к проектам комплексно, работать с потребителем, формировать программы развития, считает Артем Данилов. Также владельцам АГНКС стоит формировать программы лояльности и давать скидки на метан, но эта задача инвесторам не всегда по плечу, здесь нужны организационные усилия региональных властей, добавил эксперт.

Также целесообразно изменить подход к господдержке отрасли: вместо выплат за строительство АГНКС ввести субсидии на продажу метана покупателям, предложил исполнительный директор ФГУП «Мосавтогаз» Сергей Кожевников.





Source link

newNEWS

от newNEWS

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.